О выставке "Русский сфинкс" в Музее наивного искусства
Директор Музея В.И.Грозин со своей коллекцией кошек-копилок на выставке 'Русский сфинкс'

Грозин В.И.
Директор Музея наивного искусства

Сотрудники музея предложили, чтобы акция «Ночь в музее» сопровождалась выставкой живописи, графики и скульптуры «Русский сфинкс».
Вообще, что это за «русский сфинкс» – новое воплощение известного египетского сфинкса? Нет,   это название картины Вячеслава Хохлова из Рязани, где сидящая на мостках и как бы окаменевшая чудная кошка смотрит на окружающий её мир рязанской природы. Художник сделал её монументальной, и она притягивает глаза любого зрителя от мала до велика также как и древний сфинкс.
Надо заметить, что наивные художники часто включают кошку в свои работы. И связано это с домом, семьёй, очагом, где кошка – неотъемлемая часть жизни человека. Московская художница Алевтина Пыжова кошек рисует яростными, протестующими, хищными; у нижегородца Владимира Мизинова – они либо подчёркивают состояние человека, либо охотятся на мышей; у псковской художницы Таисии Швецовой – спокойные домашние животные. Заслуживает внимание и работа Стефании Базыленко «Кошка-мать на пожаре», героически спасающая своего котенка при пожаре дома.
В год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина многие художники создали картины, где «кот ученый» разных окрасов является самым популярным персонажем авторов работ. На выставке таких работ предостаточно.
Не обошли кошек своим вниманием и наивные скульпторы. Псковский плотник Василий Дмитриев сначала вырезал птиц и раздавал их детям, затем перешёл к кошкам и другим животным. Его кошки не очень-то похожи на тех «мурлык», к которым мы все привыкли. Они не прилизаны, не такие, какими мы обычно их представляем: они как бы пра-кошки – такие же древние, как и сфинкс, но в них есть некоторая лукавость автора. Так,  «Восточная кошка» своей черной нитью сросшихся волос над носом напоминает лицо восточной красавицы с насурьмленными бровями.      
Все мы помним кошек-копилок, когда-то продававшихся на рынках и считавшихся этаким «базарным китчем». Но из-за скопленных монет их безжалостно разбивали, и их сохранилось очень мало. Кошки-копилки анонимных скульпторов, представленные на выставке, вызывают ныне и ностальгию по исчезнувшим незамысловатым глиняным копилкам и удивление способностью авторов придать каждой из них индивидуальность, скажем, кошка с меховой горжеткой.

Hosted by uCoz