О выставке живописи из фондов музея "Природа, цветы, весна", 2008

Ртищева Л.Д.
Главный хранитель
Музея наивного искусства

«О человече, слабый и нежный,
Помысли о судьбе цветов»
Надпись на немецкой
картине конца ХУ века

     Цветы – самые красивые и  изящные создания природы. Любуясь ими в садах и  лугах, украшая букетами свой дом, человек всегда сожалеет о кратковременности и эфемерности их красоты.
    С античных времён цветы ассоциируются  с райской жизнью. Понятие  «рай земной» связано с представлением о цветущем  саде, олицетворяющем собой первозданную красоту природы.
      В изобразительном искусстве  персонаж с цветком в руке или ваза с  букетом всегда означают нечто большее, чем  просто  натурное изображение. Для художника цветок – всегда предмет  глубоких размышлений. У  В. Мизинова в  натюрморте «Ваза с цветами» алые тюльпаны по яркости цвета соперничают с горячим красным пламенем зажжённой свечи.
      В содержательном  контексте  ваза в живописи нередко воспринимается, как олицетворение тела, а цветы в вазе, как «душа-букет». Большое значение имеет и видовое, «личное» значение цветка. В натюрморте Ю. Чумакова «Ландыши», образ строится на противопоставлении тёмного и светлого, земного  и возвышенного. Глиняный кувшин воспринимается скромным  основанием  для «жемчужных и седых» ландышей.     
     С.Никольская в «Автопортрете с подаренными гладио-лусами» воплощает развёрнутую  гамму  чувств. Подаренный букет здесь, как «воспоминанья острый луч». Художница уводит себя в тень гладиолусов, прячет глаза за крупными стёклами очков. Вся душа этой картины заключена в букете гладиолусов.
      В  картине Г. Кусочкина  «Воспоминание о первой любви» автор иронически-снисходительно относится к гулёне-гармонисту. Но относительно красного тюльпана настроен серьёзно.  Одинокий цветок  пылает и томится, небрежно брошенный художником на скромный деревянный подоконник. Он вносит нежное лирическое звучание в общий шутливый  настрой произведения.
      Мир возвышенной красоты  создаёт Э. Боброва в «Девушке с орхидеями». Стремительные   чёрные линии  в сочетании с белым листом бумаги  изображают то «длинные словно листья глаза» юной красавицы, то изысканно сплетаются в лепестки орхидей. В этом произведении реальное уступило своё место идеальному. Рисунок по-детски напоминает о кукольных принцессах, которых так любят изображать школьницы, но таящаяся взрослая грусть мудро отсылает зрителя к старинной истине, что женская красота – хрупка и кратковременна.
      Идиллическое весеннее-летнее благоденствие, когда природа цветёт, плодоносит и радует глаз человека, особенно часто можно увидеть в живописи наивных художников. Солнечная  яркость  цветущей растительности, полноводность голубых рек, броскость нарядов отдыхающих людей  создают общую атмосферу радости жизни. Эти картины являются  зримым воплощением  счастливой и красивой жизни, страстно желаемой, но недоступной, как мечта.

Hosted by uCoz