Классики наивного искусства

Ртищева Л.Д.
Главный хранитель
Музея наивного искусства

Когда возникло наивное искусство? В какой период развития человечества, в каком столетии появились эти странные наивные художники? Произведения «простонародной» живописи можно обнаружить в художественной жизни любой эпохи. Упрощённое и архаическое наивное искусство было иным, не похожим на профессиональное изобразительное искусство.
Столетиями, обречённое на непонимание, народное искусство передавало своё представление о человеке, о его месте  в мире духовных ценностей. Естественны глубокие связи наивного художника с фольклором. Отношения же с профессиональным искусством эпохи находились в прямой зависимости от того, городским или деревенским жителем был художник.
Ярко выраженная индивидуальность – почти единственная ценность наивного творчества. Народная живопись имеет оригинальную формальную систему изобразительного языка и особенную содержательную направленность, что позволяет считать её самостоятельным, уникальным явлением в истории искусства каждой страны и мирового изобразительного искусства в целом.
На данной выставке представлены произведения русских наивных художников конца ХХ – начала ХХI  веков. Слово «классика» – многозначно. В него входит и понятие «образцового произведения». Выставленные картины являются типическими наглядными примерами исконной традиционности, бесконечной повторяемости в наивной живописи одних и тех же жизненных коллизий. Идущие из глубины веков сюжеты и сегодня трогают душу современного человека. Всемирный потоп, танцующая пара, благословляющий ангел… Легко представить подобные мотивы, написанные и сто, и тысячу лет назад.
Движущей силой творчества наивного художника является страстное, неодолимое  стремление самовыразиться. Их переживания на тему жизни, смерти, любви являются «типическими переживаниями», испытанными бесчисленными поколениями предков. Эти же переживания предстоят и бесчисленным будущим поколениям.
Одним из таких типических, из века в век воспроизводимых мотивов в наивной живописи являются русалки. Русалка – древний славянский мифологический образ девушки-невесты, юная обитательница рек и озёр с длинными распущенными волосами, обольстительная и опасная, всегда обнаженная, часто с рыбьим хвостом – символом целомудрия.
Такой В. Дерябин изображает русалку. В лунную ночь она, одинокая, качается на ветке дерева у зыбкой чёрной воды. У Аварры (В. Шибаева) «Шептательница снов» предстаёт с мертвенной бледностью лица. Залитая томительно-зеленоватым светом луны, она вызывает в памяти первобытные представления о русалках как о насильно погибших девушках, обитавших в лесах, бегавших по полям и лугам.  Демонстративная эротичность русалки истолковывается автором мистически. Горе каждому, попавшему в сети коварной обольстительницы.
Тема счастливой идиллии, печальной разлуки, любовного коварства трактуется в наивном искусстве с характерной чрезмерностью, почти надрывом. В «Поре любви» В. Маськовой  красота перешла в красивость, но это искупается пронзительной искренностью. Внимательному зрителю становится понятным, что здесь воплощён не только «фольклор улицы», но и очень личные автобиографические переживания художницы. В драматическом «Прощании» Л. Майковой присутствует образная глубина в сочетании с волнующей сентиментальностью, так свойственной народной живописи.
Назначение народной живописи – быть внеутилитарным предметом для повседневного
любования, отражать мечты о недоступной красивой жизни. Иногда в форме лихой двусмысленной хулиганистой картинки как у А. Пыжовой в «Прогулке на рыбе» или у Г. Кусочкина «Наша коррида».
Так, когда же возникло наивное искусство? Несомненно, его истоки теряются в глубокой древности… Наивные люди всегда были частью человечества. И не их вина, что время было немилосердно к ним, что пора признания пришла так поздно, лишь на рубеже ХIХ - ХХ вв., в Советском Союзе и того позже – только в конце ХХ века.

Hosted by uCoz