Выставка "Музею наивного искусства в дар ", 2010 г.

Лариса Ртищева,
главный хранитель
Музея наивного искусства

В 1998 году в Москве был открыт Муниципальный музей наивного искусства Восточного административного округа, а в 2003 году на его основе постановлением Правительства Москвы создан первый и единственный в России Государственный Музей наивного искусства. Открытию музея предшествовала многолетняя организаторская и собирательская деятельность его создателя и директора В.И. Грозина. Коллекция будущего музея начала формироваться с 1993 года ещё до его открытия. Именно в эти годы в музей попадают произведения замечательных наивных художников 1970-80-90-х годов, сегодня уже ушедших из жизни, – костромича Григория Кусочкина, художника из Караганды Павла Реченского, Владимира Семёнова из Владимира, Виктора Алексеева из Сочи.
Первоначально собрание музея состояло только из подаренных произведений. Более 200 картин подарил музею В.И. Грозин, среди них такие шедевры, как «Пасха» В.Григорьева, «Русская судьба» Н.Козлова, «Тройки русские, вологодские» В.Сивцова. Экспозицию выставки составляют произведения в разные годы полученные музеем в дар от авторов-художников, их наследников, от коллекционеров.
В.Григорьев – художник из тех легендарных народных живописцев, которые торговали своими «клеёнками» на Тишинском и Сухаревском рынках. Из их наследия мало что сохранилось. Их ругали в советской печати, с ними боролись, как с проявлениями мещанства. А они были носителями богатейшей традиции народного искусства, сегодня мало поддающейся изучению из-за отсутствия предмета изучения. В натюрморте «Пасха» застылая репрезентативная выстроенность предметов-символов – иконы, свечи, кулича, яиц – свидетельствует, что не бытовой здесь мотив изображён и не просто для украшения стены создано это произведение. В нём – магическое заклинание о благополучии и народная вера в то, что желаемое поскорее наступит, если видеть его изображение постоянно перед глазами.
Картина на чёрном шифоне «Рождество Христово» принадлежит кисти Кати Медведевой, художницы с мировой известностью. Она покоряет изысканной эстетической выразительностью. Чёрный цвет фона не звучит драматично, он лишь подчёркивает красоту голубых, зелёных, красных пятен. Художница вдохновлялась цветовым строем русской иконы. Природное декоративное чутьё позволило ей создать оригинальную фантазию на народно-религиозную тему. Русская душа здесь привычно выражена в страдающих синих «глазах-озёрах».
В картинах В.Юшкевича всегда присутствуют особые смысловые подтексты, трогательные и волнующие. Будучи священником, он и в живописи воплощал высокие этические и моральные ценности. Живописная ткань его произведений зыбкая, импульсивная, сновидческая. Мягкая, не мужская мечтательность художника, питалась его склонностью к тайне, к загадке. «Французский мальчик» В.Юшкевича – загадочный волшебный персонаж. Не принц, не пастушок, некая поэтическая ретро-грёза. В самой манере художника есть что-то детское, беззащитное, щемящее. Нарядный мальчик с длинными розовыми волосами с доверчиво распахнутыми глазами предстаёт перед зрителем как видение из доброй сказки.
Коллекционирование произведений наивного искусства в России началось около 100 лет назад. В советские времена оно носило случайный, эпизодический и не системный характер. Сегодня его собирательство связано с поисками новых имён художников и сохранением наследия ушедших из жизни авторов.
Как дань уважения и благодарности нашим дарителям, усилиями которых музейная коллекция продолжает активно пополняться, организована эта выставка.

Hosted by uCoz