Выставка "Наивное искусство из коллекции искусствоведа", 2011

Дьяконицына О.В.
искусствовед Музея наивного искусства,
куратор выставки

Каждая коллекция имеет свою историю. В начале 1980-х годов я, по роду своих служебных обязанностей, занялась изучением и пропагандой творчества художников-любителей. В многочисленных экспедициях и командировках встречалась с авторами, знакомилась с их жизнью и творчеством. Первые работы в коллекции появились из этих поездок. Это был необходимый визуальный материал для осмысления феномена любительского творчества. Постепенно я стала выделять мастеров, произведения которых поражали уверенностью художественного языка. Их отличала свобода выбора сюжетов, образов, композиций. Они открыто и ясно говорили об отношении к окружающему миру, его нравственным и духовным ценностям. Поражает образное мышление этих художников. Катя Медведева, например, говорит: «Самодеятельные художники – это полевые цветы. Кто за ними ухаживает? Но они же благоухают и радуют человека». Рисуя дешёвыми красками на бумаге, фанере, оргалите, картоне, холсте, художники создавали совершенный мир гармонии и красоты.
Многие из этих людей добились успехов в своей профессии, но жажда творчества стала их непреодолимым желанием. Мой интерес к творчеству наивных художников развивался одновременно с самим художественным процессом. Я начала писать о них, организовывать выставки, телепередачи, принимать участие как консультант в съёмках документальных фильмов. В 1995 году по моей инициативе была открыта рубрика «Наивное искусство России» в журнале «Народное творчество».
Конец 1980-х и начало 90-х годов были трудным временем для творческих людей. Появившийся «свободный рынок» диктовал свои правила жизни, и многие мастера не выдерживали этого давления. Необходимо было поддержать талантливых наивных художников, особенно тех, кто жил в провинции. Так я стала покупать произведения самобытных авторов. Меня интересовали работы, в которых запечатлены жизнь, нравы, национальные обычаи и традиции России.
В 1990 году, благодаря поискам, я обнаружила в глухой деревне Ивановской области всеми забытого (а когда-то известного) художника Павла Петровича Леонова. И только благодаря нашему с ним общению Павел Петрович снова начал писать свои романтические картины-панорамы о лучшей жизни на земле. Мне очень дорога память об этом необычном человеке и уникальном художнике. Я рада, что в моей коллекции хранится много работ Павла Леонова.
В эти же годы в Москве на Арбате продавал свои картины Василий Васильевич Григорьев. Он был одним из тех народных мастеров «клеёночников», которые торговали своим товаром на рынках в начале и середине ХХ века. Сначала я покупала его работы на Арбате, а потом стала ездить к нему домой в Подмосковье. В последние годы жизни Василий Васильевич под влиянием покупателей (людей искусства) стал писать на грунтованных холстах, художественными масляными красками. И это был уже не тот «рыночный товар», а произведения, наполненные образами и сюжетами из опыта личной жизни.
Многим казалось, что прагматичный ХХI век – время небывалых информационно-технических достижений ¬ – не будет способствовать развитию наивного искусства. Но это оказалось заблуждением. В 2005 году я познакомилась с семьёй художников, которые удивили меня своей открытостью и искренней любовью к людям. Старшая в семье Александра Ивановна Рыжова – героическая женщина. Она – участница Великой Отечественной войны, всю жизнь работала «не покладая рук», а в 75 лет под влиянием дочери (профессиональной художницы) взяла кисть и стала писать картины. Её декоративная живопись подобна народным росписям. Здесь запечатлена жизнь провинциального города со своими идеалами и нравами. Художница дорожит традициями, считая их основой жизни. Другой член семьи – Виктор Никитович Лисицкий (муж дочери) – тоже незаурядный человек: заслуженный мастер спорта СССР по спортивной гимнастике, пятикратный призёр Олимпийских игр, семикратный чемпион Европы, пятнадцатикратный чемпион Советского Союза. Завершив спортивную карьеру, в начале нового тысячелетия он стал писать картины. Не оглядываясь на правила и каноны изобразительного искусства, доверяя своему чувству прекрасного, Лисицкий смело отдался творчеству.
Можно долго рассказывать о художниках, произведения которых я храню и дружбой которых дорожу. Собирание произведений наивного искусства имеет для меня профессиональный интерес. Я уверена, что избранный материал обладает непреходящей ценностью, что это не только художественные произведения, но и предметы духовного свойства.

Hosted by uCoz